Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Два гения. 2 Концерт Сергея Рахманинова. Святослав Рихтер

В 1901 году С. Рахманинов посещает Третьяковскую галерею, и подолгу всматривается в полотна Левитана, желая еще полнее и точнее запечатлеть в себе душу великой России. Эту бессмертную душу он задумал сохранить в своей музыке во всей ее первозданной чистоте, чтобы снова вдохнуть в ту будущую великую страну, которую однажды воскресит Господь.

Для того и нужна его музыка, как нужны картины Левитана и поэзия Пушкина. И среди общего хаоса и уныния начинает все громче звучать колокольный призыв 2-го фортепианного концерта, принесшего ему всемирную славу.

Священник Пафнутий Жуков
* * *
И. Левитан (1860-1900). Вечер. Золотой Плёс.

18 октября .- Память художника Святой Руси Михаила Нестерова, члена Союза Русского народа

Сегодня - день памяти Михаила Васильевича Нестерова. Он скончался в Москве 18 октября 1942 года на 81 году жизни. Рассказывают, что его могильный холм долгое время утопал в белых хризантемах. Их несли и несли почитатели его таланта, не смотря на суровое военное время.
Все его творчество пронизано идеей о Православии,как движущей силе истории,любовью к России и верой в ее возрождение.Светлая память художнику Святой Руси Михаилу Нестерову!


Оригинал взят у slavynka88 в 18.10.1942г.- памяти художника Святой Руси Михаила Нестерова, члена Союза Русского народа

Святая Русь
Памяти художника Нестерова

По топким берегам неведомых болот,
Непроходимыми, дремучими лесами
Она согбенная в смирении идет,
Влекомая к святыням чудесами.

В ее руках обветренных костыль,
Котомка рваная за тощими плечами,
На ветхих лаптях вековая пыль,
Навеянная долгими путями.

Не страшен ей ни безпощадный зной,
Ни вихрь, ни дождь, ни зимние морозы,
Ни лютый голод с немощью больной,
Рождающий сомнения и слезы.

На то она Святая наша Русь,
Могучая смиренными мольбами,
И этой Русью в муках я горжусь
И к ней стремлюсь сыновними мечтами.

Сергей Бехтеев



Святая Русь


Видение отроку Варфоломею



На горах
Collapse )

Памяти фотохудожника Юрия Холдина. Фрески Дионисия. Ольга Седакова



Тихий свет. Заметки о Ю.И.Холдине
– Не лучше ли нам выбрать молчание? –

Мы не раз встречаем этот вопрос в литургических песнопениях. Особенно часто он появляется в похвалах Пресвятой Богородице. Вслед за ним – и в видимом противоречии ему – разворачиваются сложнейшие, многословные, тонко и замысловато построенные «извития словес». Тем не менее, это не риторический вопрос. Он позволяет нам понять ту точку, из которой исходит автор славословия. Он видит себя перед немыслимой задачей: он должен выразить то, что по самой своей природе невыразимо, ему необходимо найти слова и образы для того, чему нет слов, и чего никакой образ не выразит вполне. Он должен – и он хочет – говорить, не нарушая, не возмущая молчания. Не вытесняя его словами, которые слишком много на себя берут, слишком уверенно «называют». Это говорящее молчание, как ни удивительно, возможно для человека (в одном из древних патериков сказано об отшельнике: «и рече со всем молчанием» – «и сказал он со всем молчанием»), но только в очень определенном состоянии ума и сердца. Это состояние называется чистотой. О чистоте известно, что она – и плод долгих трудов очищения души, аскезы, но прежде всего она – дар. О чистоте и очищении сердца, как о даре, просит Псалмопевец («Сердце чисто созижди мо мне, Боже») и бесчисленные авторы литургических молитв и песнопений. В такой, если и не достигнутой чистоте ума, то в памяти о ней и получается так, что слова не «называют» какой-то предмет речи, а обращаются к нему. Речь ведется не в повороте «он», «она», о которых отстраненно рассуждает говорящий, а в повороте «ты», «Ты», к которому он обращается. Это, можно сказать, закон построения литургических песнопений, из него почти нет исключений. Этому закону следует и «Акафист Пресвятой Богородице», положенный в основу ферапонтовских фресок Дионисия. Он еще усилен тем, что каждый из обращенных к Богородице стихов начинается ангельским приветствием: «Радуйся!». Прямой смысл этих слов (пожелание радости) мы переживаем сильнее, поскольку такое – греческое – традиционное приветствие при встрече («Хайре!») для русского языка непривычно. Мы желаем в этом случае не радости, как греки, а здоровья, как римляне (здравствуй!, аve!), так же в библейской традиции, приветствуя, желают мира (мир вам!), а в грузинской – победы (побеждай!). И это слово встречи, «Радуйся!» составляет как бы смысловой грунт, по которому пишутся все другие слова песнопения. Его – за всеми сюжетами – передает письмо Дионисия. Мы видим это «Радуйся!» в его цветах, линейности, композиции. Это не рассказ в картинах, а приношение.

Излишне говорить, что радость, о которой идет речь, – совершенно особая: это радость мудрости. Тема Премудрости, Софии в православной традиции часто связывается с образом Богородицы, и особенно с темой Успения. Тишиной Премудрости Софии исполнены образы Дионисия.

Collapse )

http://www.olgasedakova.com/Moralia/1663

Дионисий. Рождество Богородицы

"Дева на звере". Гончарова Н.С. Гравюра 1914 года




"...И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Я видел, что жена упоена была кровью Святых и кровью Свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим

Откр. 17:3

Св. Новомученик Епископ Павел (Кратиров).

«...При данной церковно-исторической обстановке всякая «легальная» Церковь становится неизбежно блудницей Вавилонского богоотступления. Я не могу не возмущаться и не страдать при виде червленно-заблудной Церкви, потому что я сам блудный и многогрешный имею великую нужду в целомудрящей нас Церкви-Деве, носящей белую одежду целомудрия и совершенно чистой, незапятнанной Невесте Христовой, могущей спасти меня многогрешного...

Так как сергиевская церковь надела на себя червленную ризу блудницы, то чрез это стала повинной и преступной во всем»