Ortorossia (ortorussia) wrote,
Ortorossia
ortorussia

Category:

О радостях митрополита Сергия. Cвщмуч. Андрей Архиепископ Уфимский(кн.Ухтомский)

Cвщмуч. Андрей Архиепископ Уфимский(кн.Ухтомский). О радостях митрополита Сергия. 1928 год


Возлюбленной о Христе духовной дочери Иустине на молитвенную память грешный еписк(оп) Андрей.

Церковь есть общество чистых совестей, а где есть сознательная бессовестность и ложь, там нет святой Церкви. Е.А.

О радостях митрополита Сергия

Только что вышла в свет новая чрезвычайно важная рукопись под названием "Где правда?"; в этой рукописи автор (вероятно, Ник(олай) Дм(итриевич) Кузнецов) стремится доказать, что митрополит Нижегородский Сергий- единственно достойное лицо для того, чтобы ему стоять во главе церковного управления, и что все нападки на него вполне не справедливы. Этот вопрос решается с канонической точки зрения, и с точки зрения церковной пользы, что, дескать, уж лучше признать, чем не признавать, ибо все-таки митрополит Сергий лучше же пустого места!


И так, в брошюре "Где правда?"- нет самой основы для отыскания канонической правды за митр(ополитом) Сергием. Это автор (человек неглупый), разумеется, чувствует и потому с канонической почвы быстро сходит на почву церковно -экономическую, т(0) е(сть) начинает рассуждать, что митр(ополит) Сергий человек приятный во всех отношениях, что лучшего не найти и так далее, что все, кто с ним не согласен, возводят, по мнению автора, клевету на эту "светлую личность",митр(ополита) Сергия, "известного своею верою, любовью и чистотою, своею богословскою учёностью и преданностью святой Православной Церкви".

Так пишет автор этой брошюры"Где правда?" , желая убедить читателя, что правда- только у митрополита Сергия, а не у митрополита Кирилла и не у митрополита Агафангела и не у митрополита Иосифа... Все эти митрополиты- это люди. ничего не стоящие по сравнению с Сергием, "светлая личность" которого- вне сравнения. Вот с этими-то выводами и их обязательностью мы никак не можем согласиться! А так как митрополит Сергий сейчас занимает огромный церковный пост, то мы считаем долгом сказать о нём несколько иную правду по сравнению с той, которую говорит автор брошюры "Где правда?". Это наш долг- в исполнении слов свящ. Писания (Мер. 24,4; 1 Кор. 15,33; Кол.5,21).

***

Прежде всего объясним читателю, почему мы озаглавили эти строки: "о радостях митрополита Сергия". Это сделано на основании того, что о своих радостях заговорил сам митрополит Сергий в ответственнейшем  своём документе, своей пресловутой Декларации 1927 года(в июле). Так он говорит по адресу нашей Советской власти: " ваша радость- наша радость; ваше горе- наше горе". Разумеется, Советская власть от этого заявления ровно ничего не выиграла и, конечно, новоявленному "товарищу митрополиту" не поверила. Но как бы то ни было, митрополит Сергий заговорил о своих радостях, и вот эти его слова и дали нам повод написать  свои воспоминания о многочисленных и многообразных радостях Сергия.

Да! Это человек при всяких обстоятельствах способный радоваться. Бывают же такие характеры, что при всяких обстоятельствах люди радуются и устраивают своё благополучие....

***

Мы не будем говорить о мелких радостях митрополита Сергия. Мало ли какие у кого в молодости бывают искушения и ошибки! Мы будем говорить о его крупных радостях в общецерковном масштабе. Эти радости у Сергия начались давно, с 1905 года, с сентября месяца. Это были бурные дни, когда петербургское императорство доживало последние дни; честнейшие русские люди во главе с князем Трубецким говорили русскому императору, что жить по немецкой указке нельзя, что Россия теряет терпение от издевательства над её здравым смыслом. В самый разгар этой борьбы за правду Сергей Трубецкой скончался. Вся честная Россия охнула от боли. Пригласили на торжественную панихиду над гробом Трубецкого самую светлую личность, известную своей верой, любовью и чистотою, тогдашнего ректора Петербургской Духовной Академии епископа Сергия... Но он знал, что его радость не у этого гроба, и отказался от служения этой панихиды; и за это дождался своей первой крупной радости: Победоносцев через неднлю послеэтого назначил его архиепископом Финляндским. Это ли не радость! Это почетная синекура была куплена только верой, любовью и чистотою!... то есть благовременным отказом от молитвы о нечестивом конституционалисте Сергее Трубецком.

А через две недели Победоносцев ушёл со своего поста, и вместе с ним кончило свои дни петербургское самодержавме. Началась "конституция" и обещание России всяких конституционных благ. Эти дни застают Сергия Страгородского уже членом Синода- почти бессменным! С 1906 года по 1917 год митрополит Сергий не покидал синода и всё радовался при всяких переменах и при всяких обстоятельствах и получал за это положенные награды.

Но особенно памятны следующие его радости:

В 1906 году. как человек известный богословскою учёностью, он был приглашён в Предсоборное присутствие для подготовки работ к созданию церковного Собора. В этом Присутствии архиепископ Сергий говорит превосходные речи об устройстве церковной жизни и, в частности, о необходимости приходской самодеятельности. Но что он говорил в Присутствии, то систематически отвергал в качестве члена Святейшего Синода-ибо из всех его проектов Синодом не было утверждено буквально ни одного! А все постановления Синода подписаны и самим Сергием. Такова его чистота и кротость!

Нужно отметить ещё одно обстоятельство: в Финляндской епархии приходская жизнь всегда была поставлена очень высоко- на основании Финляндской конституции параллельно протестанским приходам. И архиепископ Сергий в качестве архиепископа Финляндского признавал и благословлял то, что решительно отвергал в качестве члена свят. Синода. Так время текло, и все благие проекты Предсоборного Присутствия мало-помалу были забыты, был забыт и самый собор, и его необходимость. А наши архиереи все радовались и радовались, и в первом ряду их был архиепископ Финляндский Сергий со своею голубиною чистотою.

***

1911 год. Так дело шло до 1911года. А о традостях митрополита Сергия за 1911 год рассказывает очень красноречиво бывший председатель Государственной Думы Родзянко. Он пишет("Крушение империи", стр.25-27), что к 1911году Распутин был на высоте  своего положения, императрица Александра была была вполне под его влиянием и требовала от Обер-Прокурора свят. Синода посвящения Распутина в сан священника. Синод под председательством митрополита Антония Вадковского отказывался от этого; аотдельного архиерея для посвящения не находилось. Но когда митрополит Антоний заболел и уехал лечиться, то в конце концов Обер-Прокурор "уломал-таки большинство членов Синода под председательством архиепископа Сергия Финлядского, который замещал митрополита Антония, вопрос о созведении Варнавы, безграмотного монаха (бывшего до пострижения в монашество простым огородником), во епископы был разрешён большинством голосов в утвердительном смысле". Да, хлыст играл святителями, а архиепископ Финляндский Сергий уже тогда радовался, что хлыст Распутин им доволен. В это время в Синоде рядом с Сергием сидел другой остроумный епископ, который характеризовал деятельность этого Синода: " Мы по распоряжению Обер-Прокурора готовы чёрного кабана в архиереи посвятить".Это буквальные слова архиерея! Так вот с тех пор, с 1911 года, архиепископ Сергий стал "известен своей любовью и голубиной простотою(или чистотою?).

***

1912-1916 годы. Эти годы в жизни свят. Синода были ознаменованы постоянными, маловероятными скандалами:

1) Удалением на покой Саратовского епископа Гермогена, который в Синоде не соглашался исполнять придворные капризы. Все остальные члены синода и митрополит сергий, конечно. соглашались и радовались...

2) Назначением митрополитом Московским невменяемого старика, Томского архиепископа Макария, за покорность Распутину;

3) Изгнанием из Петрограда в Киев митрополита Владимира за непокорность Распутину;

4) Назначением в Петроград митрополита Питирима и в Грузию экзарха Алексия по прямому распоряжению Распутина;

5)  Назначением в Тобольск, на родину Распутина, "распутинца" епископа Варнавы для сокрытия всех темных дел Распутина;

6) Наконец, в 1916 году разыгрался в Синоде страшный скандал с открытием мощей святителя Тобольского Иоанна.Ставленник Распутина епископ Варнава явно оскорблял Синод и оставался вполне неуязвим.

И за все эти годы митрополит Сергий и очень мило улыбался, всегда радовался и радовался... Ибо пред сильными мира сего разве можно не радоваться? Не любо, да радйуся. если начальство велит!

***

1917 год. Так дело  дошло до революции 1917 года. Грянула революция. Синод оказался в нелепом положении по отношению к новой власти. Всё время ранее радовался Синод, глядя на царя и царицу, а тут вдруг пришлось радоваться, глядя на Владимира Львова! Львов требовал от Синода одного, а Синод думал всегда и неизменно "совсем напротив"... И из всех Синодских архиереев ухитрился действительно радоваться опять-таки только митрополит Сергий! И вот как это случилось.

Во время пасхального перерыва в занятиях пленума Синода в Петрограде оставалось только трое: архиепископ Финляндский Сергий, архиепископ Литовский Тихон (будущий патриарх) и один протоиерей. Обер-Прокурор Львов решил воспользоваться отсутствием других (несговорчивых) членов Синода и ловко перекрасил с помощью архиепископа Сергия Синодальные издания в революционные цвета. Архиепископ Тихон Литовский, оставшись в полном одиночестве против Сергия и против Щавельского, принужден был беспомощно подписать чужие решения. Но будущий патриарх не забыл этого унижения и уже более никогда Сергию ни в чём не верил, чего и не скрывал.

Наконец, Львов вызвал новый состав Синода вместо последнего царского. Члены прежнего Синода дали взаимное обещание друг другу не идти в новый "львовский" Синод. - Но митрополит Сергий оказался верен себе и "верой, и любовью, и чистотой" остался служить при Львове.... Единственный! Вот что значит сердечная чистота!

Но на Соборе 1917 года произошёл крупный скандал, когда митрополита Сергия архиереи не пустили в председатели одной из главнейших комиссий Собора, явно выразив ему недоверие. Митрополит Сергий при всей своей "чистоте" почувствовал, что его положение чрезвычайно неловкое, собирался даже уехать с Собора, но, конечно, благоразумно не собрался, и всё осталось по-старому; а после избрания патриарха он остался радоваться с патриархом; и эти радости митрополита Сергия продолжались до 1922 года, до первой крупной беды, которая постигла патриарха Тихона.

1922 год. - Страшный исторический год для русской Церкви! Год расплаты за прежние беззакония русской иерархии. Патриарх Тихон арестован; а его аресту помогла и содействовала организация недостойных священников под названием "Живая Церковь". Они предательски оболгали патриарха. выкрали у него канцелярию и пригласили себе в сотрудники заведомо бессовестных епископов Антонина и Леонида. Создалась настоящая пресвитерианская организация, а для отводу глаз приглашены были архиереи-катаскопы. Патриарх Тихон был в узах. Положение церковного управления было отчаянное. Москва не верила Антонину и Леониду, потому, что  это были явные пройдохи-скандалисты. Москва не признавала этого ужасного подлога в замене патриаршего управления. Вся Россия не знала, как оценить совершившееся....

А кто оценит? Кто всё понял? О,- всё тот же неизменный, приятный во всех отношениях, известный верой, любовью и чистотой - митрополит Нижегородский Сергий!! Он-то всё запутал, всех обманул и признал ВЦУ единственной канонической властью в России. И только за ним, за его "чистотою" потянулись все мелкие сошки духовного звания. "Уж если многоучёный Сергий признал каноничность  ВЦУ, то чего же рассуждать?!"- так говорили русские простецы. И попались в страшную ловушку, которую устроил всем митрополит Сергий.

Он, только он со своим авторитетом ректора Академии, утвердил в Русской Церкви этот позор "Живой Церкви" и обновленчества, когда беззаконие стало признаваться в Церкви Законом и когда Иудино окаянство стало расцениваться как гражданская добродетель. Правда, Сергий теперь уверяет, что при его подписке воззвания в пользу ВЦУ против него (и Евдокима) была организована чуть не газовая атака, но от этого никому не легче! Все-таки митрополит Сергий главнейший виновник укрепления "Живой Церкви" среди русских простецов для их развращения. И как признавший ВЦУ, Сергий признавал и все его распоряжения: о низложении патриарха Тихона, о лишении его сана и монашества и признавал правильными все обвинения против патриарха. Итак, пока патриарх Тихон был под арестом, митрополит Сергий радовался с развратным Антонином, и  так до 1923 года.

Однако многие жители Нижнего Новгорода недоумевали, как же всё-таки это могло случиться? Тогда митрополит Сергий с неподражаемою верою и чистотою( и цинизмом) говорил: " Ладно, мне надоело таскаться по тюрьмам!Теперь у меня главный догмат: не сидеть в тюрьме" (слова инженера Тяжеловесова в Бутырской тюрьме в 1922 году).

***

1923год. - Весной патриарх Тихон неожиданно оказался  на свободе. Добродушная и мало думающая Москва немедленно с легким сердцем забросила своё гнусное ВЦУ и вернулась к своему Первоиерарху... Потянулись к нему назад и архиереи. А во главе их? Во главе их вернулся наш знакомец, известный кротостью, учёностью и чистотою митрополит Сергий... Он, конечно, признал свою ошибку! Да как же было и не признать? Ведь народ, узнав всю ложь  "Живой Церкви", буквально в шею изгонял своих "живоцерковников". После такого поощрения к покаянию, разумеется, каяться было довольно легко, хотя и не очень радостно.

И Сергий покаялся.-  Да, для того,чтобы признать ВЦУ, нужно было еще хлопотать. Свою измену патриарху Тихону нужно было подтвердить хоть 34 правилом св. Апостолов, что у всякого народа должно быть одно церковное Управление; а чтобы снова признать патриарха Тихона, можно было обойтись и без канонов, ибо здоровенный кулак нижегородского ключника был и без канонов достаточным аргументом в пользу признания со стороны митрополита Сергия прав оскорблённого Патриарха.

И пришлось признать, хотя и горько было.

Но даже тишайший Тихон потребовал от Сергия довольно унизительной процедуры покаяния- всенародного и во всяком смирении. Сергий всему подчинился! Но после этого патриарх Тихон уже окончательно лишил его своего доверия, чего и не скрывал. Разумеется. радости в этом для митрополита Сергия было не много. Но если нечему было радоваться, то, во всяком случае, из двух зол Сергий избрал для себя меньшее...

***

1925 год. Патриарх Тихон чувствовал приближение смерти... Он решил оставить себе преемника. После долгого раздумия он оставил себе трёх преемников: митрополита Кирилла, митрополита Агафангела и митрополита Петра. Это решение патриарха Тихона нельзя назвать удачным, ибо сразу, в случае его смерти, управление Церковью разбивалось этим трёхглавием. Но замечательно, что патриарх Тихон, человек безукоризненно честный, оставил себе преемниками людей несравненно менее учёных и несравненно менее заслуженных, чем митрополит Сергий, но решительно вычеркнул из числа Заместителей именно этого многоучёного Сергия, ибо вовсе ему не верил.

***

1926 и 1927 годы. После случившегося пережитого митрополитом Сергием всякий человек на его месте постарался бы сидеть смирёхонько и позаботится бы только о том, чтобы о его учёности и о его грехах добрые люди забыли. Но не таков митрополит Сергий! Его вера в себя и любовь ко всяким радостям не позволили ему сидеть в Нижнем Новгороде, и с его стороны начались бесчисленные интриги, чтобы опять влезть в барские хоромы. Без всякого преувеличения трудно перечислить. что он предпринимал для того, чтобы попасть на первое место и чтобы играть роль большого человека. Для этого ему нужно было рассориться с архиепископом Григорием, с с архиепископом Димитрием, с митрополитом Иосифом, с архиепископом Серафимом... почти всех он запретил в священнослужении!.. И хорошо, что никто не послушал этого безумного веления мучителя злочестивого! А иначе могла получиться такая дикая картина церковной жизни, что все честные епископы запрещены на радость врагам Церкви, а все явно бесчестные катаскопы на свободе на радость митрополита Сергия...

Никакая фантазия не может выдумать ничего более тяжёлого для святой Церкви. Но на это решился митрополит Сергий, человек- на всё способный.

А конец и венец всем его радостям- это его пресловутая "Декларация", в которой он пишет комплименты Советской власти и заканчивает: "ваши радости- наши радости; ваше горе- наше горе"...

Эта "Декларация" не прошла без последствий! Пока митрополит Сергий радовался на свои хитрые планы, непосредственно за его "Декларацией"- в сентябре и октябре 1927 года были закрыты монастыри в Сарове, Дивееве, в Оренбурге и так далее и так далее. А сколько храмов обращены в клубы и уничтожены- трудно перечислить...

Так дорого оплачиваются в жизни архиерейские радости. И в то же время как митрополит Сергий позорно радовался вместе с "обновленцами" своим позорным благополучием,- только немногие верующие люди поняли, что им нужно делать, и сделали вопреки всяким хитростям митрополита Сергия.

***

Ещё два слова о "Декларации" митрополита Сергия. Конечно,- о вкусах не спорят. Но если у агентов Советской власти есть чувство брезгливости, то они, конечно, отказались бы от сотрудничества с митр. Сергием(хотя и не секретного),- уж очень скверно пахнет его "Декларация".

Есть мудрое наблюдение классической древности: "Покажи мне твоих друзей, и я скажу, кто ты"...

Советская власть хорошо сделает, если вспомнит это мудрое правило.

***

Какие же выводы мы можем сделать из всех "радостей" митрополита Сергия?- Вот какие:

1) Да, он бесспорно человек учёный и даже не глупый, и тем он опаснее;

2) Канонически его пребывание у церковной власти вполне не может быть оправдано;

3)Нравственно, как руководитель духовенства,- он тоже вполне неприемлем, как человек вполне беспринципный.

И последний вывод- ответ на вопрос: "Где правда?" (ибо мы вынуждены отвечать на это заглавие брошюры о митрополите Сергии). Этот последний вывод такой: правда там. где нет митрополита Сергия, где нет ничего, подобного обновленческому предательству

http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/cvshhmuch-andrej-arxiepiskop-ufimskijkn-uxtomskij-o-radostyax-mitropolita-sergiya-1928.html

Tags: Новосвященномученики, Сергианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments