Ortorossia (ortorussia) wrote,
Ortorossia
ortorussia

Category:

«Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он».Преподобный Нил Синайский

Святые угодники Божии о гордости и тщеславии


«Если вознесемся гордостью, Он отнимет покров Свой от нас, и мы погибнем»
Преподобный Антоний Великий

«Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом»
Авва Исаия

«Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он»
Преподобный Нил Синайский

«Святитель ИоаннЗлатоуст
Гордость – вершина зла. Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость»пишетсвятитель Иоанн Златоуст. От гордого и высокоумного Бог отвращается, отнимает Свою благодать, не слышит молитв его и не помогает ему. Отторгнутый от своего Творца и Благодетеля, от Его спасительной Благодати, человек помрачается, делается не способным воспринимать истину и жить по ней, ввергается в пучину всевозможных страстей и пороков…

У гордых свой бог и царь – дьявол, о котором Святое Писание говорит, что он «царь над всеми сынами гордости» (Иов.41, 26).



Преподобный Антоний Великий (251-356): «Кто ходит с гордостью сердца, тот причастник диаволов. Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы: от чего и впадает он во многие грехи. Все грехи мерзки перед Богом, но всех мерзостнее гордость сердца. Кто увещевает или подает совет гордому, тот походит на льющего воду в дырявый сосуд, или на того, кто простирает речь к пролетающей птице. Гордые сердцем люди презренны перед Богом; сердца же смиренные и сокрушенные Бог не уничижит. Сама любовь Божия, нисшедши к нам от вышних, сделалась смиренной до последних степеней. Возлюбим же смирение, чтоб можно было взывать:виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс.24, 18)».


Святитель Григорий Богослов (330-389):
«Возвышайся более жизнью, нежели мыслью. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения.

Не ставь в великое, что кажешься лучше плохих, но скорби, что превосходят тебя добрые».

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) в своей знаменитой книге «Духовный алфавит» о гордости пишет: «Не будь горд и величав – да не уподобишься бесам; не возносись сердцем – да не будешь сравнен с ними. Но будь кроток и смирен – да будешь возвышен от Самого Господа и соединишься с Ангелами: «На кого бо воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словес Моих», — говорит Господь. Бесы тем особенно и отличаются от Ангелов – тем и от Бога отпали, что не пребыли смиренными и благопокорными. Ибонет ничего настолько мерзкого не только пред Богом, но и пред людьми, как самовозношение и гордость, равно как нет ничего любезнее и приятнее, как кротость и смирение.

Смиренный и кроткий всегда бывает мирен; горделивый же и величавый всегда бывает взволнован и смущен.

Гордыня рождается от безумия и душевной слепоты; от разума же и познания происходит смирение. Если бы ты истинно познал себя, то не был бы горделив. Но так как ты хорошо еще не знаешь себя и – как должно – не разумеешь, то и гордишься несмысленно. Познай, что «Господь гордым противится, а смиренным же дает благодать», — говорит Соломон. Познай, что Господь кротких принимает, а гордых грешников смиряет до земли; смиренных возносит, а гордых понижает; от смиренного и малое приемлет, а от гордого и великое отвергает: от смиренного мытаря принял одно воздыхание, а от гордого фарисея отверг и многие добродетели. Пред Богом лучше смиренный грешник, нежели горделивый праведник: мерзок бо есть пред Богом всяк высокосердный, — говорит Соломон.

Не гордись богатством, ибо оно исчезает; не гордись плотскою родовитостью, ибо все мы тля и пепел; не гордись ни силою, ни премудростью, ни красотою плоти: все это не от тебя, и ничем другим не гордись, ибо ничего своего не имеешь, но все у тебя Божие. …Все Божие, а не наше. Не имеешь, чем надмеваться и пред другими гордиться. Лучше считай себя худшим всех. Все свое присвояй Богу – да будешь с Ним в единении во всем: с Богом все будет твое, а без Бога ты чужд всего.

Гордый идет не простым и прямым путем, но стропотным, исполненным терния и волчцев. Не чрез что иное бывает преступление и падение, как чрез гордыню; а сердечное исправление бывает не от иного чего, как только от смирения и простоты. Где бы и когда ни случилось падение, его всегда предваряла гордыня. …Будь всегда смирен – и всегда покрываемый и соблюдаемый Божиею благодатию, будешь без всякого порока и пребудешь без падений, без претконовения».

Святитель Тихон Задонский
"…Многие себя называют грешниками, но чтобы другие их так называли – не терпят, и хотя многие из них молчат, однако ж не без негодования и огорчения сердечного приемлют такой укор. И так из сего становится видно, что они языком только называют себя грешниками, а не сердцем, устами смирение показывают, а на сердце его не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться от укорения не может, потому что считает себя достойным всякого уничижения. – Как ничто
трудно искоренима гордость, ибо с великим неудобством и также не без помощи Божией побеждаем ее. Ибо внутри себя носим это зло.

Филарет Московский 01Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): «Нет ничего противнее Богу, как гордость,потому что в ней скрывается обоготворение себя.

В нынешнем веке слышим притчу: «Плох тот воин, который не желает быть военачальником». Не Соломонова эта притча, не мудрость это, но мудрование плотское и суетное. Истинная притча говорит: Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться(Притч.17, 16). И еще: Мерзость пред Господом, всякий надменный сердцем(Притч.16, 5). С этим согласны слова и Того, Который более Соломона:всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк.18, 14)».

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934): «Характерно, что главные две формы сумасшествия — мания величия и мания преследования — возможны только при самолюбии и являются формами греха — гордости.

Сама по себе ограниченность человека не есть глупость. Самые умные люди непременно ограничены в ряде вещей. Глупость начинается там, где появляется упрямство, самоуверенность, то есть там, где начинается гордость.

Страсть делает глупым даже умного человека.

Гордость = одиночество = тьма кромешная. Гордость — отсюда самолюбие, отсюда — пристрастность, неспособность самооценки, — отсюда глупость. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум. И обратно, смиренный мудр, хотя бы был и «неумен»; сущность мудрости — чувство Истины и смирение перед ней — доступна ему».

Полная подборка здесь:

https://nasledie77.wordpress.com/2015/06/11/святые-угодники-божии-о-гордости-и-тще/

Tags: Святоотеческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments